Palio


Il Palio è una gara tra i rioni di una città o tra entità territoriali vicine tra di loro, in genere disputata con cavalli o altri animali. Esistono anche Palii in cui si corre con le barche, e Palii che prevedono più tipi di competizione. Le origini di questo tipo di manifestazione vengono fatte risalire all’età del liberi Comuni italiani. Ancora oggi la corsa del Palio è una tradizione consolidata in molte città d’Italia. Talvolta il Palio è inserito all’interno dei programmi di Feste medievali.

Il «palio» più celebre al mondo è il Palio di Siena, tradizionale manifestazione estiva che si disputa due volte all’anno (il 2 luglio, in onore della Madonna di Provenzano, e il 16 agosto, in onore dell’Assunta); eventualmente ne può essere indetto un terzo straordinario, corso in una data ben precisa, per celebrare un particolare evento (come ad esempio il Palio straordinario del 1969, corso per celebrare lo sbarco dell’uomo sulla Luna). Il Palio di Siena (come la maggior parte dei Palii corsi con cavalli) consiste in una corsa di cavalli cavalcati a pelo. Secondo per importanza, a livello nazionale, è il palio organizzato dalla città di Asti, in Piemonte.Ciò nonostante il Palio più antico d’Italia e del mondo è quello di Ferrara, in Emilia-Romagna.

Al Palio, il premio assegnato al vincitore è in genere un drappo dipinto con le insegne della città e/o del suo santo patrono. Ci sono però alcune eccezioni, come ad esempio il Palio di Legnano e il Palio dl’Urmon di Robbio. Nel primo si assegna il «Crocione», ossia la Croce di Ariberto da Intimiano e nel secondo si assegna un trofeo che ricorda l’olmo abbattuto. In entrambi i palii la contrada vincitrice ha diritto a custodire il trofeo fino al Palio successivo.
wikipedia
Ferrara!!
В Италии с античних времён liberi Comuni-вольних городов продят соревнования-гонки, назваемие Палио. И не обязательно на лошадях (без седла), бивают гонки на ослах, на лодках, есть палио совмещённое со стрельбои из лука, палио с корзинами ввинограда или зерна, даже гусиние и лягушачьи палио.
Самое знаменитое Палио в Сиене, а самое древнее в Херраре, очень зрелищное конное Палио в городе Асти.
Праздник огня «Палио-деи-Фало» — 18 марта в итальянском городе Ледзено.

Якобы в память о том, как девятьсот лет назад жители соседнего Комо разграбили и сожгли Ледзено дотла, в этом городке каждый год зажигают сотни костров. С другой стороны, якобы так здесь поминают ведьм, десятками горевших в этих краях лет на четыреста позднее. Какая разница — ритуал прощания с зимой гораздо старше и того и другого повода. Горожане соревнуются, кто запалит выше, красивее, сильнее, все это — ночью, на берегу альпийского озера, и двадцатиметровые языки пламени отражаются в черной воде, сообщает «Афиша на две недели».
Палио дей Риони
проходящий в г. Марино (Италия) в первое воскресенье октября — один из старейших Фестивалеи винограда. Но попасть на него стоит не только из-за этого. Помимо вполне предсказуемого удовольствия в виде тысяч литров молодого вина и всеобщего веселья по этому поводу, вас ожидает и такая «буржуйская роскошь», как фонтан на центральной площади, из которого весь день будет бить все тот же напиток богов. Но и это еще не все. В этот же день в городе проходит еще один праздник – Палио дей Риони, посвященный памяти 260-ти маринских солдат, сражавшихся в битве при Лепанто. Поэтому приготовьтесь, что придется присутствовать на рыцарских турнирах, соревнованиях по метанию копья и прочих средневековых забавах. Наконец, ближе к ночи вас ожидает красочный карнавал в честь Мадонны дель Розарио и великолепный фейерверк – в честь всех гостей.

ПАЛИО ДИ СИЕНА
Сердце Сиени
Рассказ о Сиене
Вселюбский Письма из Италии
.
АишаТосканаЕда
Из книги Павла Павловича Муратова «Образы Италии», 1912 года выпуска, об этом уникальном и занимающем всех событии.

Palio «Палио (Palio), скачки, — переворачивающее вверх дном Сьену дважды в год, 2 июля и 16 августа. Историки спорят о его происхождении. В идеи этого состязания 17 кварталов (contrade), на которые разделяется город. Не ясно и исторически происхождение самих contrade. По мнению одних то были издревле деления, на которые распадалось, выставляемое в минуты опасности, народное ополчение.
Каждая контрада высылала вооруженный отряд со своими «capitano», знамением и знамененосцем, и из них составлялось войско республики. Де Навенн, писавший о «Palio» в своей книге «Между Тибром и Арно», ссылаясь на мнение местного архиватора Лизини, считает военное происхождение contrade легендой. Он указывает, что контрады возникли не в героические и воинственные времена Сьены, но в XV в., ближе к его концу, и что породили «любовь к общественным празднествам, которой всегда отличались сьенцы и желание прийти именно в этом деле на помощь государству и обеспечить увеселению особенный блеск».

Улица во время Палио(via nel Palio) Хроники Сьены полны свидетельств о публичных играх, как Elmora, имевшая вид шуточной битвы деревянными мечами и камнями, запрещенная в 1291 году после одного особенно печального финала, как Pallonata, начинавшаяся с того, что большой мяч, оспаривавшийся игроками, бросали на площадь с высоты Torre Mangia. С этим чередовались разнообразные гонки и состязания, бега скороходов, скачки на лошадях, на ослах, на быках и буйволах.
Около 1500 года Сьена стала увлекаться боем быков, предвосхищая корриды Испании. Но для светлой и ясной духом Италии развлечение показалось слишком жестоким, оно было запрещено в 1599 году. Его сменили «buffalate» (скачки на ослах), скачки на буйвалах, но и они, после нескольких увечий были прекращены в 1650 году.

Улица во время Палио(via nel Palio) Мнения веков пережили лишь скачки на неоседланных лошадях, составляющие сущность Palio.
Первое время в состязании принимали участие 20-ть лошадей, по числу контард, на которые разделялась Сьена. В конце XVII в. число контард сократилось до 17-ти, каковыми оно осталось и до сегодняшнего дня. Но законодательство игр внимательно следило за всеми их деталями: один несчастный случай дал повод найти цифру «семнадцать» слишком большой. Со времени указа 1719 года в скачке на Палио принимают участие лишь 10-ть контард — 7 по очереди и 3 по жребию. Примерно в это же время было установлено, что Палио разыгрывается дважды в год, 2 июля в день праздника Visitazione — встречи Девы Марии и Елизаветы и 16 августа, в день Богоматери — покровительницы города.
Религиозное значение празднества напоминается этой датой, но о нем и вообще нельзя позабыть, потому что само Palio, из-за которого состязаются контарды, — скромная хоругвь (вертикально свисающее полотнище с изображением Христа или святых, укрепленное на длинном древке и носимое при крестных ходах) с изображением Богоматери, приз, лишенный какой бы то ни было ценности, кроме ценности символической. Соревнование из-за святыни в былые дни, сменившееся соревнованием самим по себе в наше скептичное время, охладившее религиозный пыл даже у граждан Civitas Virginis (града Девы Марии) — таков пафос общественной Сьенской игры.
Улица во время Палио(via nel Palio) «Есть особенности, — говорит Де Навеян, — которыми Палио отличается от всех других конских состязаний. Никто не поверил бы, что горячее воодушевление, движущее соперниками, питается здесь вполне бескорыстными мотивами. Победа не только не приносит достигшему ее какой-либо выгоды, но, напротив того, обходится часто дороже, чем поражение побежденному. Единственный трофей, который оспаривают соперничающие контрады, и с каким притом увлечением, — это скромная хоругвь, где вышита Мадонна, окруженная эмблемами и лаконическими надписями. Город не награждает победителя ни чем другим. На поле состязания нет ни букмекеров, ни тотализаторов. Деньги, ни в какой степени, не являются здесь стимулом успеха».
Если страсть патриотическая движет обитателями сьенских контрад как действующими лицами в дни Палио, то другая старинная страсть , страсть к зрелищам собирает на улицах Сьены эти радостно-праздные толпы зрителей.
15 августа город просыпается с двойным, с тройным населением, переносящим нас в золотой век республики. Перекрестки улиц и площади, кафе и тратории, церкви и музеи — все кишат сельским людом Тосканы.

Церковь и празднечные столы во время Палио(Chiesa nel Palio) Надо быть здесь, чтобы проникнуться глубочайшей симпатией к итальянской народной стихии. Что за изумительная толпа переливается в эти дни по узким улицам города! Что за приветливость и ласковость к чужому, что за достоинство по отношению к себе, что за умение быть на людях и оставаться самим собою, быть во множестве и не терять человеческого лица! В такой толпе немыслима паника, в ней нет ничего стадного, слепого, бестиального…, никто не оттеснит не оттолкнет вас в ней, и даже в минуты наибольшего возбуждения не слышится в ней грубого слова.
Есть от того глубокое наслаждение слиться с этой толпой, следовать ее течению, отдаться управляемым ею ритмам.
По одному из коротких переулков стремительно несущегося к Кампо ди Сьена (Campo di Siena), увлекает вас к месту грядущего действия в час prova (репетиции). Залитый солнцем многоугольник площади имеет совсем необычный вид. Подмостья, на которых рассядутся зрители в час состязания, лепятся по всем фасадам. Балконы дворцов уже укрыты и убраны традиционными тканями. Внутренняя часть площади обнесена изгородью. Немалое число любопытных усеевает и сейчас эту изгородь и эти скамьи в ожидании репетиции. Пустота импровизированного скакового круга, который огибает площадь, разделяя подмостки от внутренней изгороди, говорит о напряженности мгновения.

Улица во время Палио с контардой и лошадью (via nel Palio con il contrade ed il cavallo) Внезапно крики и говор рождаются в стороне Палаццо Публико (Palazzo Publico). Из-за поворота выскакивают десять лошадей с извивающимися на них в странных усилиях всадниками. Они проносятся как вихрь, и звонкий стук копыт по камням быстро тонет в гуле голосов. Мотаясь из стороны в сторону, проскакивает неловкий, далеко отставший от других со своей лошадью fatino (наездник), сопровождаемый свистом и хохотом.
Репетиция кончилась, и народ высыпает на круг, волнуясь, жестикулируя, споря до хрипоты о завтрашних шансах.
Скаковой круг (сampo di Palio) Целые три репетиции предшествуют этой prove generale имеющей место на кануне для состязания или, в сущности, даже четыре, если считать выбор скакунов, с которого начинается устройство Палио.
Утром 13 августа несколько десятков лошадей приводят к Палаццо Публико, где их уже ждут представители города и контрад deputati del Palio (представители Палио). Здесь происходит предварительное испытание, с помощью которого избираются и отделяются от других десять участников Палио. Очередные контрады тянут жребий. Вечером этого же дня происходит первая репетиция, где более или менее становятся ясными относительные шансы контрад. Лишь две — три из них будут серьезно претендовать на успех. И по большей части вторая и третья репетиции, устраивающиеся утром и вечером 14 августа и даже provо generale 15 августа не меняют ничего в предсказаниях и предположениях о победе.
Трудности скачек по наклонному кольцу площади, с его неправильной формой и резкими поворотами, так велики, что качества лошади здесь играют главную роль при всем искусстве наездника управлять ею и при всей ловкости его действовать nerbo (бич из воловой жилы), которым он имеет право не только подбодрять свою лошадь, но и бить по чем попало других лошадей и их наездников.
16 августа, в ослепительно голубое утро, Сьена пробуждается рано, охваченная праздничной лихорадкой, после ночи, бывшей для многих, в самом деле, бессонной. Контрады кипят последними приготовлениями. Их 17 — 5 и 6 в каждой из трех (terzo) частей, на которые природа и история разделили город: trezo di Citta’; terzo di San Martino; terzo di Camollia.
В это утро выступят они во всем разнообразии геральдических зверей, девизов, цветных знамен и пестрых одеждах Ренессанса:

Палаццо во время Палио(palazzo nel Palio) «Aquila» — черный орел — желто-голубой цвет;
«Selva» — лес — желто-зеленый;
«Onda» — волна — бело-голубой;
«(Valdi)Montone» — баран — красный, желтый, белый;
«Oca» — гусыня — национальные цвета Италии: зеленый, белый, красный;
«Lupa» — волчица — белый, черный, оранжевый;
«Torre» — башня — бордово-белый;
«Pantera» — пантера — красный, белый, синий;
«Nicchio» — раковина (малюска) — синий, желтый, красный;
«Tartuca» — черепаха — сине-желтый;
«Chiocciola» — улитка — оранжево-красный;
«Licorno» — единорог — бело-оранжевый;
«Civetta» — сова — черный, белый, фиолетовый;
«Istrice» — дикобраз — синий, белый, красный, черный;
«Giraffa» — жираф — бело-красный;
«Drago» — дракон — зелено-красный;
«Bruco» — гусеница — зелено-оранжевый.

У каждой контрады есть своя церковь, где хранятся воспоминания и трофеи Палио.
Полицейские (poliziotti nel campo di Palio) Находясь в храме участники уже облачены в романтичные и пестрые наряды более или менее воспроизводящие наряды Сьены кватроченто (XV век). Так называемая comparsa (кортеж), составляющая представительство контрады и выступающая в процессии, предшествующей состязанию, смыкает свои ряды. Во главе ее становится барабанщик. За ним два alfieri (знаменосца), играющие цветными знаменами (sbandierata — развевание флагов), затем capitano в сверкающем шлеме, окруженный четырьмя пажами, знаменосец с историческим знаменем контрады и наконец fantino (наездник) на выездной разукрашенной лошади.
Главный участник Палио, лошадь, ведомая конюхом входит в храм, священник, в облачении встречая ее, читает молитвы и кропит ее водой. Молебствие закончилось и кортеж двигается по улицам.
Пока удаляются контрады к Сант Агостино (Sant Agostino), где формируется традиционный кортеж, зрители Палио спешат завтракать. На короткое время пустеют улицы и площади города. состязание приурочено к часу захода солнца, но еще задолго до того начинает наполняться Кампо ди Сьена.
Не забывающее впечатление легкости, достоинства, инстинктивного порядка в стечении этих десятков тысяч итальянцев на одну площадь, по узким, как щели, прерывающимся иногда лестницами переулкам.

cavallerif carabineri «Цирк, амфитеатр, ипподром — эти различные образы вызывает теперь одновременно Кампо ди Сьена, но еще более неотвратимо уводит воображение назад, в далекие эпохи. Теперь это волнующее видение городской площади в средние века, в день религиозной церемонии или народного празднества — причудливое, живописное, цветистое, шумящее и бурлящее жизнью».
Повествования старых хронистов, иные редкие миниатюры являют нам подобные же зрелища. Всякий, кто видел Кампо ди Сьена в минуты предшествующие скачке Палио, повторит вслед за де Навенном это впечатление.

Уже заходит солнце, раздается первый выстрел сигнальной пушки, mortaretto, за ним другой, третий. Конные карабинеры проезжают по кругу состязаний. Играет музыка, глубоким голосом звучит колокол Torre Mangia, десятки тысяч зрителей встречают кортеж, показывающийся на углу улицы дель Казато (via del Casato). Трубачи открывают шествие, за ними следует конный знаменосец коммуны, сопровождаемый знаменосцами всех городов и земель, составлявших некогда владения республики. Capitano di Giustizia (верховный судья), окруженный пажами, вступает вслед за тем как вечный представитель полиции чинквеченто (XVI век). Десять compares вытягиваются вновь, одна за другой. Показывается историческое carroccio (боевая колесница), священная колесница республики, влекомая четырьмя лошадьми, убранная алым бархатом с девизами и гербами. Десятки конных и пеших солдат, одетые как воины Синьорелли, окружают ее, исторический колокол, martinella, без устали бьется на ее мачте. Среди множества знамен и значков, развевающихся на carroccio, еле заметно само скромное Palio — приз сегодняшнего состязания. Семь контрад не принимающих участия в скачках, следуют сзади колесницы, и новые группы исторических фигурантов замыкают шествие вместе с carroccio упраздненных контрад.
Кортеж обошел все площадь и распределяется по скамьям огромной трибуны, воздвигнутой перед Палаццо. Музыка смолкла, наездники спешат переменить парадный наряд на более удобный костюм.
Конец генеральной репетиции (il fini del provo generale) У стен Палаццо традиционный mossiere (человек, дающий сигнал к началу старта) в цилиндре и белых перчатках соберет сейчас десять соперников между двумя канатами и устроит им старт, от которого так много зависит в исходе скачки. Звучит выстрел…
Palio закончено».

Что еще можно добавить.
Наверное одно из самых главных действий завершающих provо generale и само Palio — это празднество. Что — что, а уж это итальянцы и любят и умеют делать. Уже до начала скачек на площадях, переулках и улицах каждой из контрад стоят подготовленные, но еще не накрытые столы. Гуляние будет в любом случае, не смотря на результаты забегов.

На Кампо ди Сьена лошадей ведут по улицам и переулкам своей контрады, напевая песни и девизы. Из-за этого шествия, многие улочки перекрываются и толпы народу, прямо таки текут, словно русла реки, по узеньким, к счастью не закрытым, переулочкам. Все это как-то сближает, делает нас одной семьей, шумно спешащей на праздник жизни — развлечения.

Конец генеральной репетиции (il fini del provo generale) Сьена в эти дни увешана флагами, словно новогодняя елка игрушками, и все население местное и туристическое обвязывается банданами и платками с символикой любимой контрады. Улицы города в дни Palio — это нечто особенное, праздничное, шумное…

Перед началом скачек скаковой круг переполнен народом, который ищет своих, чтобы примкнуть к ним или просто хочет поглазеть на площадь всю переполненную народом и командами болельщиков идущими к своим трибунам и скандирующими свои девизы.

Церемония provо generale начинается с обхода круга скачек полицией, которая выдворяет зевак за ограждение, причем делают они это с особой гордостью. Затем идут журналисты, фотографирующие толпы болельщиков на трибунах и на самой площади. После, несколько полицейских с собаками, видимо, проверяющих на наличие всяких «опасных» предметов. За ними следуют служащие, убирающие разный мусор. И только после того как эта процессия обойдет весь круг, выезжает кавалерия конных карабинеров, не спеша и горделиво, описывают они почетный круг. Минута тишины… и вот мимо нас проносятся лошади с наездниками, с первого раза мы и опомнится не успели, потом в таком же духе второй и третий раз…
Прощальная церемония — словно на смотре проводят лошадей по кругу, в сопровождении представителей данной контрады поющих свои песни и выкрикивающих свои девизы, чтобы все ими полюбовались, некоторые бросаются поздравлять, другие обсуждают увиденное и только лошадь грациозно прохаживается, позируя фотографам, в роде меня.
Provо generale и уж тем более само Palio — зрелище действительно впечатляющее и заряжающее какой-то не объяснимой энергией.

КАРТИНКИ!

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s